Долецкий Виталий Алексеевич
Родился 1 августа 1929 года в с. Раскопано Житомирской области, Украина – генеральный директор ПО «Автодизель» (ЯМЗ) в 1982-1997 годах; Президент компании «Русские моторы» в 1997-2002 годах; ныне главный специалист по программам развития ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) «Группы ГАЗ», член государственной аттестационной комиссии в Ярославском государственном техническом университете; действующий академик Российской, Белорусской и Международной инженерных академий, кандидат технических наук, доктор транспорта; Лауреат Государственной премии СССР и премии Совета Министров СССР; Почетный гражданин города Ярославля.
Биография
В 1952 г. закончил Томский политехнический институт им. С.М. Кирова с отличием по специальности инженер-механик и получил направление на Ярославский автомобильный завод (прим. с 1958 г. – Ярославский моторный завод). Начинал работу в должности помощника мастера.
В 1956 г. назначен начальником цеха сборки и испытания автомобилей. В 1965 г. назначен главным инженером Ярославского моторного завода, с 1971 г. производственного объединения «Автодизель», в которое входили четыре завода: Ярославский, Тутаевский моторные заводы и два завода по производству дизельной и топливной аппаратуры (ЯЗДА, ЯЗТА).
С 1982 г. – назначен генеральным директором ПО «Автодизель». Вел активную работу по реконструкции бывшего автозавода, возглавлял работу по разработке и освоению производства семейства дизельных двигателей ЯМЗ многоцелевого назначения, являлся организатором разработки и внедрения системы управления качеством – системы научной организации работ по повышению ресурса выпускаемых двигателей – «системы «НОРМ». Непосредственно участвовал в проектировании, строительстве и организации производств на Тутаевском моторном, Ярославском заводе дизельной аппаратуры, Тутаевском ремонтном и Ростовском агрегатном заводах; в создании системы сервисного обслуживания двигателей; в создании и внедрении на ремонтных заводах страны технологии капитального ремонта двигателей на промышленной основе; в работах по совершенствованию конструкций, повышению мощности и увеличению моторесурса двигателей ЯМЗ. В период с 1982 по 1997 г.г. по инициативе и при активном участии В.А. Долецкого был построен 14-ый жилой микрорайон в Дзержинском районе г. Ярославля (прим. – 11 домов, общей площадью 155 тыс. кв.м.; 2 800 квартир; средняя школа на 1 500 учащихся; детский комбинат на 240 мест).
В трудные годы перестройки и реформ Виталий Алексеевич сумел сохранить научно-технический потенциал предприятия. В период с 1997 по 2002 г.г. по решению Правительства Российской Федерации, по инициативе губернатора Ярославской области А.И. Лисицына, возглавлял компанию «Русские моторы», учрежденную четырьмя дизелестроительными предприятиями Ярославской области. Компании «Русские моторы» удалось добиться выделения Правительством РФ связанного кредита Правительству Республики Беларусь, большая часть из которого предназначалась для закупки автомобильными заводами Беларуси дизель-моторов ЯМЗ. В результате проведенных мероприятий удалось стабилизировать экономическую и финансовую ситуации на предприятиях Ярославля.
Со средины 90-х годов В.А. Долецкий принимал непосредственное участие в разработке и реализации Российско-Белорусской программы «Развитие дизельного автомобилестроения». Целью «Программы» являлось создание на автомобильных заводах Белоруссии и моторостроительных предприятиях Ярославской области конкурентоспособной автомобильной техники, отвечающей жестким международным требованиям Евро-2 по экологической безопасности. Совместная программа стала одной из основных экономических программ Союза Беларуси и России, позволившая моторостроительным предприятиям Ярославской области в сжатые сроки провести комплекс научно-исследовательских работ по разработке конструкций двигателей, отвечающих нормативным требованиям Евро-2 по экологии, своевременно провести подготовку и освоение производства этих двигателей, а также создать научно-технический задел по достижению в перспективе норм Евро-3, сократить технический и технологический разрывы между отечественными и зарубежными автомобилестроителями. В итоге новые двигатели ЯМЗ-7511 и их модификации с новой топливной аппаратурой «Компакт-40» производства ОАО «ЯЗТА» в июле 1997 г. получили международный сертификат Евро-2, а новые автомобили МАЗ семейства МАЗ-5440 и МАЗ-6430 были сертифицированы по показателям Евро-2 и получили одобрение типа транспортного средства.
Эксплуатация дизельной автомобильной техники нового поколения позволила:
- уменьшить расход топлива на 10-15% и расход масла в 1,5 раза;
- увеличить срок службы силовых агрегатов ЯМЗ до 800 тыс. км. пробега;
- уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу отработавшими газами двигателей более чем в 2 раза.
Научная деятельность
• 1973 г. Защитил диссертацию. Присвоена ученая степень «Кандидата технических наук»
• 1992 г. Присвоено ученое звание профессора по кафедре двигателей внутреннего сгорания ЯГТУ
• 1993 г. Защитил диссертацию. Присвоена ученая степень «Доктор транспорта»
В научной деятельности опубликовано более 70 работ, имеет 15 авторских свидетельств на изобретения.
Избран академиком:
• Академии транспорта РФ (1992)
• Академии проблем качества РФ, Инженерной академии РФ, Международной инженерной академии (1994)
• Белорусской инженерной технологической академии (1997)
Награды и звания
• Орден Ленина (1971)
• Орден Октябрьской Революции (1976)
• Орден Трудового Красного Знамени (1981)
• Орден Трудового Красного Знамени (1986)
• Орден Дружбы Народов (1993)
• Орден за заслуги перед Отечеством IV степени (1996)
• Медаль за доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1970)
• Медаль «60 лет Вооруженных сил СССР» (1978)
• Медаль «Ветеран труда» (1984)
• Медали ВДНХ «За успехи в народном хозяйстве СССР» (5 золотых, 3 серебряных)
• «Заслуженный машиностроитель РСФСР» (Почетное звание присвоено указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1989)
• Почетная грамота Президиума Верховного Совета (Указ Президиума Верховного Совета Республики Беларусь за значительный вклад в развитие автомобильной промышленности в 1994)
• Юбилейный знак «10 лет со Дня единения народов Беларуси и России» (2006)
• «Почетный знак города Ярославля» I степени № 3 (2008)
• Лауреат государственной премии СССР за создание и организацию высокомеханизированного производства семейства двигателей ЯМЗ многоцелевого назначения, разработку и внедрение системы управления качеством (1972)
• Лауреат премии Совета Министров СССР за разработку и внедрение в производство новой технологии и комплекта оборудования для восстановления деталей автотракторных двигателей при их капитальном ремонте (1989)
• Занесен в «Книгу Почета Ярославской области» за заслуги в деле развития автомобильного машиностроения, большой личный вклад в экономику Ярославской области (2002)
• Почетный гражданин города Ярославля с 4 мая 2011 года за выдающийся вклад в социально-экономическое развитие города Ярославля
Женат, в 2013 году отметили с супругой – Ниной Дмитриевной «золотую свадьбу», имеет двоих дочерей.
Давайте дружить!
J K L
Добавить в избранное